• Главная
  • Статьи
  • Плоская мебель Востока, или Как Хоттабыч выбирал »самолет»

Плоская мебель Востока, или Как Хоттабыч выбирал »самолет»

Большее количество узелков, приходящееся на единицу текстильной площади, означает только то, что рисунок этого ковра более ажурный Колористическое решение туркменских ковров ограничено преимущественно красно-коричневой гаммой, а рисунок отличается миниатюрностью В броских орнаментах и медальонах азербайджанских ковров активно используется синий краситель, однако зеленого цвета восточные ковроделы избегают-это священный цвет. Старый ковер, не говоря уже об «античном», необыкновенно пластичен, чего никак нельзя сказать о современных коврах О коврах можно говорить бесконечно. Особенно потому, что большинству из нас ничего другого просто и не остается: практически все, что покупалось нами на пол или на стену в отечественных магазинах в годы строительства коммунизма, коврами не является. Даже если «оно» охотно поедается молью и обладает самым, что ни на есть, персидским рисунком. Что же тогда пылится на наших стенах и попирается нашими ногами, ногами гостей, стульев, кресел и журнальных столиков? А если это все-таки ковер, то как об этом узнать? А если нет, то как приобрести собственно ковер? Вот на эти то вопросы мы и попытаемся ответить в статье, посвященной настоящим коврам — единственной мебели Востока, в орнаментах и колористике которой так ярко реализовался творческий потенциал кочевых народов. И для этого зайдем в гостеприимный подвальчик-мастерскую Веры и Михаила Бушуевых, всегда готовых не только рассказывать, но и показывать пестрое великолепие из сказок Магриба. То, что мы покупали в магазинах и продолжаем покупать в «шопах» Один из наиболее распространенных критериев, бытующих среди отечественных покупателей при выборе ковра в магазине, это запах. Кто когда верил в то, что наша промышленность, подмешивая в шерсть найлоны и капроны, напишет на ярлыке изделия правду? Только острое обоняние прекрасной половины человечества позволяло нашему потребителю выбрать из полусинтетических сортов настоящее шерстяное качество. Или не позволяло. Но оказывается, что и шерсть критерием не является. Как-то печально сознавать, что купив в свое время настоящий ковер (дома спичками жгли и убедились, что не плавится, а пахнет паленым), мы с супругой приобрели вовсе не ковер, а только подделку под него. Технология производства ворсовых ковров, если не вдаваться в подробности, заключается в фиксации предварительно окрашенного шерстяного ворса на параллельных нитях основы с помощью плотно «вколачиваемых» в основу перпендикулярных ей и вплетенных в нее нитей утка. Так вот, принципиальное различие между ковром и тем, что на него похоже по форме, рисунку и материалу, сводится, по большому счету, к главному технологическому моменту и, соответственно, элементу фактуры: ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делает это не машина, а человеческие пальцы. Машина не умеет завязывать узелки. Ворс «ковра» машинной работы просто воткнут между основой и утком. Вопрос о том, можно ли это называть ковром, относится к риторическим. Собираясь говорить о коврах, о настоящих коврах, мы как бы забудем о существовании ковроподобных изделий из синтетики и даже из настоящей, неплавящейся шерсти. История ковра в двух словах, точнее, в двухстах, примерно Как вы догадываетесь, рассказать историю ковроткачества в одной статье невозможно. История в нашем изложении сведется лишь к самым основным моментам в совершенствовании технологии изготовления ковров, чтобы было в общих чертах понятно, чем один ковер хуже другого. В первом приближении ковры можно разбросать по шкале времени с точностью до трех периодов: антиквариат (по восемнадцатый век включительно), старина (девятнадцатый век) и современность (ковры, изготовляемые до сих пор). Точно указать дату начала ковроткачества на планете Земля вряд ли возьмется даже самый искушенный востоковед. Самым древним считается обнаруженный в одном из могильников горного Алтая ковер ассирийского происхождения, возраст которого оценивается не меньше, чем в два с половиной тысячелетия (племя пазырыкцев, в захоронениях которого и была сделана находка, проживало в горах Алтая в IV-II веках до н. э.). До XVI-XVII вв. ковры изготовлялись преимущественно не для продажи, а для собственных нужд. Потребовалось время, чтобы «спрос родил предложение». Наибольшее число ковров, которые можно отнести к антикварным, было произведено в восемнадцатом столетии в Персии. Именно эта страна поставила ковроткачество на промышленную основу, что в свою очередь, спровоцировало рационализаторское движение, направленное на удешевление производства. Одним из заметных достижений персидских мастеров оказалось использование хлопка при изготовлении основы. Основа — это скелет ковра, нить, на которой он «вырастает» и держится, и она должна обладать исключительной прочностью. Для основы выбирали наиболее качественную, наиболее дорогую шерсть. Хлопок в этом случае оказался не только дешевым, но и более надежным заменителем шерсти. Правда, только при изготовлении. При эксплуатации ковры с хлопковой основой, ничем не отличающиеся внешне от чисто шерстяных, оказались неустойчивыми к действию влаги, сгнивали в течение нескольких десятков лет. Не в жаркой Персии конечно, а в Европе, польстившейся на восточные прелести. Начало промышленного производства анилиновых красителей (1847 год) оказалось еще одной серьезной причиной рекордных достижений в области экономии средств изготовителями ковров. Натуральные красители, использовавшиеся для окраски шерсти при кустарном производстве, были вытеснены более яркими и дешевыми производными анилина. Новые краски оказались эффектными, но зато менее устойчивыми к свету, к воздействию влаги, они делали шерсть более хрупкой и, соответственно, более ломкой. Ковры стали заметно жестче, ранее не тускневшие веками, они стали выцветать под солнцем прямо на глазах. С пользователями синтетических красителей стали бороться проверенными, доступными способами: отрубали одну-две руки. Однако прогресс такими пустяками не остановишь, и уже к концу прошлого века синтетика полностью вытеснила натуральные красители из красильных производств. В середине девятнадцатого века параллельно с традиционной технологией возникло и машинное производство «ковров», живее отвечавшее непретенциозным требованиям бурно растущего рынка. Нужно сказать, что и в машинном производстве рационализаторское движение не остановилось на достижениях столетней давности. Одним из распространенных способов «ткачества» стало прошивание двух синтетических полотен ворсом с последующим продольным их разрезанием на два «ковра»-близнеца. В специализированных шопах и прочих отечественных торгующих организациях километры этих изделий продаются под названием «палас» или именуются термином «напольное покрытие». Выбор ковра, с которым не «пролетишь» Итак, имея представление о том, как эволюционировала технология изготовления ковров, вы решили приобрести самый-самый настоящий ковер, на котором не погнушался бы полетать сам Старик Хоттабыч, и при этом вовсе не желали бы «пролететь» с приобретением. Прежде всего целесообразно иметь ясное представление о том, для каких целей приобретается ковер. Если ковроподобное изделие можно покупать просто, чтобы было, как у других, а то и лучше, то при выборе ковра ручной работы такой подход нецелесообразен. Эта статья вряд ли будет полезна коллекционеру антиквариата, который и без посторонней помощи способен оценить, стоит ли предлагаемое ему изделие вложения сотен, тысяч или даже десятков тысяч долларов. А именно с таким разбросом цен имеют дело собиратели раритетов. Тем же, кто о коврах знает только то, что готов вложить в них солидный капитал, мы настоятельно рекомендуем в случае каждой конкретной покупки обращаться за консультацией к специалистам. Кроме антиквариата, как известно, существует и современное производство ковров ручной работы. Конечно уже трудно встретить такие, что вытканы на шерстяной основе или окрашены натуральными красителями. Тем не менее, встречаются настоящие ковры, изготовленные по более или менее традиционной технологии. Их производят как в России, так и за рубежом. Критериев для выбора того или иного ковра существует много, но наиболее очевидными для покупателя были и остаются, кроме линейных размеров, наличие и высота ворса, количество узелков на единицу площади и характер рисунка. Что касается высоты ворса, то, как вы увидите ниже, ковер с самым длинным ворсом окажется не самым лучшим приобретением. Ворсистый ковер потребует, чтобы его повесили на стену или положили на пол в таком месте, где по нему будут не слишком часто ходить — ворс постепенно вытирается. Не говоря уже о том, что на него нельзя ставить мебель — придавленный ворс сохранит отпечатки ее тяжелых ножек на всю свою жизнь. Ни в коем случае ковром нельзя застилать диван. Текстильная структура имеет свойство необратимо вытягиваться в местах, на которые регулярного давят (как на коленках брюк). Безворсовый ковер — килим — более устойчив к разного рода нагрузкам и физическим воздействиям. Однако, если вы решите расстелить его в прихожей, вам понадобится специальная резиновая подстилка, иначе килим будет скользить под ногами. По поводу плотности ковра, определяющейся количеством узелков, приходящихся на один квадратный дециметр, можно сказать, что чем больше узелков, тем ковер плотнее и наоборот. Большее количество узелков на одной и той же площади позволяет сделать рисунок более детальным. И только то. В том смысле, что никакого превосходства в качестве более плотных ковров по сравнению с менее плотными не существует. В отличие от разницы в цене, которая тем выше, чем больше трудозатрат на вязание шерстяных узелков в пределах каждого квадратного дециметра. В отношении рисунка у покупателей не должно быть иллюзий. Если еще в прошлом веке специалисту не составляло труда определить по рисунку не только страну, где был изготовлен ковер, но и какой народностью, то теперь ситуация заметно изменилась. По рисунку можно узнать лишь то с каких ковров сделана реплика. В Италии делают «шираз» и «бухару» с тем же успехом, что и в Курске. Вдаваться в подробности эволюции цветовой гаммы и орнамента ковров мы не будем, скажем только, что их происхождение имеет самые древние, языческие корни и поэтому, как узорчатая резьба русских изб или пестрая вышивка на одеждах бурят, таит в себе систему символов-оберегов от злых духов. Разумеется, для подавляющего большинства современных покупателей рисунок представляет исключительно эстетический интерес. Темно-красные тона и сравнительно мелкий, теряющийся при незначительном от него удалении, рисунок специфичен для «туркменских» ковров. Только при тщательном их рассмотрении в графическом ритме полосок и линий вдруг обнаруживается зооморфный или растительный орнамент. Броские медальоны геометрического рисунка украшают ковры, производившиеся в Азербайджане. Они ярки, нарядны и обращают на себя внимание в любом интерьере. Так же велики, но не столь пестры медальоны «персидских» ковров. В плавности их рисунка материализованы флористические фантазии из сказок Шахерезады, поверхность ковра будто усыпана розами Шираза. Можно говорить о рисунках русского ковра с растительными орнаментами и букетами цветов, казахского ковра со специфичной символикой и зооморфными стилизациями, о рисунках ковров народов северного Кавказа и так далее. Но повторю, что все эти рисунки давно уже стали космополитами и выбор того или иного определяется исключительно эстетическими пристрастиями покупателя, либо требованиями интерьера, для которого предназначен ковер. Так их теперь еще и обслуживать надо?! Выбор и покупка ковра — это, несомненно, очень ответственный момент для его будущего владельца. Однако нельзя забывать и о том, что купить — только полбеды. Другую половину составляет обслуживание ковра. Проще всего обслуживаются ковры, которые мы отнесли к антикварным и старинным. Дело в том, что в процесс их выделки включался этап агрессивной предэксплуатации. Другими словами, сотканные ковры вымачивали, вытаптывали, высушивали и выветривали, чтобы потом они не сели при стирке и имели гарантию устойчивости к различным физическим воздействиям. Нынешние технологии обработки утратили последнюю стадию, и стакан чая, случайно опрокинутый на современный ковер, наверняка окажется причиной досадного изменения его строгой геометрии. Поэтому прежде, чем начать эксплуатацию нового ковра, лучше отнести его в мастерскую, где производится их влажная обработка. Хочу обратить внимание: именно влажная обработка, поскольку в большинстве химчисток, принимающих ковры, чистку производят «всухую», продувая их перхлорэтиленом. И дело не в том, что такая технология не только не позволяет вычистить ковер, но и насыщает его хлоркой, а в том, что она не оказывает никакого протективного действия на его текстильную структуру. Намоченный фрагмент после сухой чистки будет «садиться» не менее интенсивно, чем до нее. Выше я несколько раз употребил не слишком привычное словосочетание «обслуживание ковра». Это скорее термин из лексикона службы быта, но именно им пользуются наши консультанты, говоря обо всем комплексе взаимоотношений хорошего хозяина ковра со своим подопечным. Нетрудно догадаться, что одной из наиболее регулярных операций «обслуживания» должна быть чистка пушистого красавца. Кстати о пушистости. Длинноворсовые ковры, производством которых увлекаются страны Дальнего Востока (Индия, Китай, Япония), практически невозможно сдать в чистку: никто почему-то не берется вычесывать грязь из их лохматых недр. Оказывается все дело в гигроскопичности этой самой грязи. Привычка чистить ковры в нашем отечестве носит преимущественно случайный характер. О необходимости почистить пушистую гордость интерьера мы вспоминаем в тот день, который для европейца был бы днем ее похорон. Тем не менее мы рискнем дать рекомендацию регулярно чистить ковер, даже если он выглядит совершенно чистым. Дело в том, что пыль и грязь, которые волей-неволей набиваются в основание ворса, обладают гигроскопическими свойствами, то есть умеют извлекать влагу из воздуха. Особенно при заметных перепадах дневных и ночных температур (в некондиционируемых помещениях). Влага, в свою очередь, обладает вместе с грязью способностью создавать вполне приемлемые условия для жизни и процветания грибков (то есть плесени). Выколачивая ковер на снегу, пылесося его с помощью моющего пылесоса, мы, убирая часть грязи, добавляем влаги голодающим грибкам. Чем больше ворс, тем глубже грядки для аспергиллов и пенициллов, и тем печальнее последствия для ковра. Шерсть, правда, является настолько прочной биологической структурой, что продукты метаболизма плесени практически не оказывают на нее своего коварного воздействия. Но вот о хлопковой основе ковра этого сказать нельзя. Она постепенно сгнивает, хотя внешне это практически незаметно. Поэтому, в дополнение к предыдущей рекомендации, еще одна: чистить ковер нужно не просто регулярно, а еще и в мастерской, способной его промыть и тщательно просушить. Кое-что о бабушкиных коврах и ковриках Остерегитесь поспешных радикальных решений, если вам вдруг удалось наткнуться в темном бабушкином чулане на некий безвестный коврик, который может украсить, на ваш взгляд, только ближайшую мусорку. Обратитесь за консультацией к специалисту. В случае, если ценность ковра невелика, и затраты на реставрацию окажутся нецелесообразными, из уцелевших фрагментов вполне можно сделать подушки на диван, чехлы для пуфиков или восточных скамеек. Если же вам повезет, и вы окажетесь обладателем раритета, ковер необходимо будет восстановить, что по силам только опытному реставратору. Мы хотели было продемонстрировать на снимках участки ковров, восстановленных в мастерской Бушуевых, но увидев результаты их работы, отказались от своей идеи. Фотография не в состоянии передать различия между «родной» структурой и восстановленным фрагментом. Их с трудом различает глаз. Легко догадаться, что такой результат получится далеко не у всякого, кто решит вдруг взяться за восстановление прорех на ковре своими силами. Однако самостоятельная фиксация поврежденных участков ковра окажется вовсе не лишней. Это делают с помощью лоскутков, ниток и швейной иглы. Лоскутки накладывают заплаткой на дыру с двух сторон и пришивают широкими стежками по всему периметру так, чтобы нитки прошили ковер по неразрушенной, прочной структуре. По краю ковра лоскуток накладывается и пришивается так, чтобы один его край закрывал поврежденный участок с лицевой стороны, а другой с изнаночной. Ну, и в заключение о коврах вообще… Прочитавший статью может спросить себя, стоит ли овчинка выделки, есть ли смысл тратиться на настоящие ковры, если с ними столько хлопот. Кстати, «ковер» машинной работы требует ничуть не меньшего ухода. Но главное не это, и даже не то, что он представляет собой один из тысяч точно таких же экземпляров. В этих изделиях нет тепла человеческих рук, в них не заложена энергетика творчества. Впрочем, если вы материалист и не верите в подобные пустяки, существует и вполне земной аргумент в пользу приобретения настоящего ковра. Не говоря уже об антикварном, современный ковер ручной работы когда-нибудь станет старым, «настоится», «заматереет» и заметно подорожает. Ваши правнуки и праправнуки сумеют оценить это по достоинству. Что же касается машинного, то со временем он просто-напросто превратится в хлам.

ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПЕРЕТЯЖКЕ И РЕСТАВРАЦИИ МЕБЕЛИ

Основной вид деятельности нашей компании – это перетяжка, обивка, ремонт и реставрация мягкой мебели, включающий следующие виды работ:

Полная или частичная замена обивочного материала, цветовое комбинирование тканей. Замена  элементов каркаса мягкой мебели: полиуретана, поролона, холлофайбера, комфорель, синтепона, пружинных блоков, эластичных ремней, деревянных брусков, ватина, конского волоса, морской травы, кокосовой стружки, соломы и других наполнителей. Изменение дизайна и формы жестких деталей при перетяжке диванов, кресел и другой мебели. Модели наших работ сохраняют только название, основание и элементы каркаса. В нашей работе мы используем различные виды отделки: декоративный кант, французские утяжки, пуговицы, тесьму, кисти, бахрома, декоративные гвоздики, шторные сборки и многое другое. Замена или ремонт каркаса и механизмов, трансформации, а также любой другой столярный ремонт.

Изготовление подушек, покрывал и чехлов на кровать, мягкую мебель и стулья любой сложности. Ремонт и замена ручек, ножек, пружинных блоков, опор и другой мебельной фурнитуры. Покраска и реставрация деревянных изделий. Реставрация, ремонт, перетяжка и обивка мягкой мебели может производиться как в нашем цехе так и у заказчика дома.

Обширный опыт в мебельной сфере и высокий профессиональный уровень нашего коллектива позволят нам придать первозданный вид Вашей, на первый взгляд устаревшей мебели. Благодаря профессиональным знаниям и опыту мы осуществляем реставрацию старинной антикварной мебели.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБИВКИ МЕБЕЛИ

Мы предлагаем широкий выбор (более 3000 образцов) мебельной, портьерной ткани, бархат, бук, замша, искусственной и натуральной кожи. Уделяем особое внимание постоянному обновлению нашей коллекции, в соответствии с последними тенденциями и новейшими технологиями в мебельной сфере. Любые материалы, используемые нами в перетяжке, обивке и ремонте мягкой мебели, прошли все тесты и сертификацию на территории РФ.

Мы уверены, Вам понравятся и выбор материалов от известных производителей, отлично зарекомендовавших себя на мировом рынке, и качество выполненных работ и наши цены!

Мебельное ателье +7 (495) 642-26-77; +7 (926) 142-38-88
Scroll Up