До окончания акции осталось:
Дней:
Часов:
Минут:
Секунд:
+7 (495) 363-70-09
Пн-Вс, 9:00 - 19:00

РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА.ЧАСТЬ XII

Бронза . Довольно скоро, примерно в 3500 году до н. э, сообразительные месопотамцы стали выделывать уже настоящую бронзу, а собственно «бронзовый век» продлился на Земле с 3000 по 1000 год до н. э. Разумеется, на своем протяжении он заметно перекрывался и вытеснялся набиравшим силу «железным веком», но не все так просто. Любопытно, что в Африке (исключая Египет) «бронзового века» не было вовсе, и первобытные племена сразу и вплотную взялись за железо.

Существует солидно обоснованная точка зрения, гласящая, будто досточтимые пращуры воспользовались готовыми к употреблению осколками неких гипотетических знаний, накопленных пресловутыми погибшими цивилизациями. Аргументы и доводы как представителей сухой науки, так и всевозможных уфологов представляются убедительными, но все же теория естественного ползучего прогресса выглядит какой‑то скучной и обыденной. Как сказал персонаж известного кинофильма: Романтизма нет.

В конце концов, тайна появления знаменитой делийской колонны из химически чистого железа VIII век до н. э. так и осталась тайной.Но вернемся к бронзе. С некоторой натяжкой можно сказать, что ее век успешно продолжается. Просто номенклатура изделий видоизменилась и слегка сузилась.

Оставим в покое гребные корабельные винты и запорную арматуру на трубопроводах, но по сей день и во всем мире колокола, статуи и разнообразнейший мелкий декор интерьеров и экстерьеров зданий отливается почти исключительно из бронзы.

Правда, она уже не является строго оловянистой. В зависимости от технологических требований в смесь добавляют самые разные металлы. Например, в России для монументального литья применяется марка БрОЦС5‑5‑5, т. е. Бронза оловянно‑цинко‑свинцовая.

Вообще, существует много сортов художественных бронз, в большинстве своем содержащих олово, цинк, свинец и фосфор. Известен также целый класс безоловянистых технических бронз, например, алюминиево никелевая, кремнисто марганцевая, бериллиевая, но произведения искусства, тем более старые, не имеют к ним никакого отношения.

Иногда вводились вовсе экзотические компоненты наподобие драгоценных металлов. Так, знаменитый японский сплав сякудо имел 3–6 % по другим источникам – 30–70 % золота, благодаря которому приобретал неописуемо красивый сине черный цвет.

Примечательно, что цубы и другие предметы оправы зловещих самурайских катан и вакидзаси стяжали искомый оттенок не вдруг, а через какое‑то время, по мере самооксидирования, при котором изделие естественным образом покрывается тонкой пленкой окислов под влиянием внешних условий либо поверхность подвергалась химической обработке.

Именно благодаря окислам резко тормозится практически останавливается разрушение основной массы металла. Не будь этого, мы сегодня были бы лишены удовольствия созерцать творения древних мастеров буквально в том самом виде, в каком они вышли из рук создателей.

Специальные исследования показали, что коррозионная стойкость бронз увеличивается с ростом содержания в ней олова. Разумеется, не вся старая бронза сохранилась так, как показанные здесь экземпляры , однако нетрудно представить, что сталось бы за аналогичное время с железом.

Трекбэк с Вашего сайта.