Инкрустация- это украшение деревянных предметов вставками из других
материалов (кости, перламутра, цветных металлов, камней), которые врезаются
в виде пластинок различной формы заподлицо с украшаемой поверхностью. Хотя
искусство инкрустации известно с древнейших времен, изделий, декорированных
в этой технике, немного. Это редкое и дорогое украшение и требует при
реставрации особо бережного и внимательного отношения.
Интарсия- это инкрустация деревянных изделий пластинками из древесины,
отличающимися от основы цветом и текстурой. Техника выполнения интарсии та
же что и при выполнении инкрустации, приемы ее реставрации аналогичны
описанным ниже.
Инкрустированные предметы кроме общих повреждений (ослабление
конструкции, трещины, заколы, вмятины и т. п.) имеют дефекты в виде
отставших или утраченных элементов инкрустации, которые необходимо
восстановить.
Основные приемы выполнения реставрационных работ можно показать на
примере изделий, инкрустированных костью.
Реставрацию подобных изделий начинают с очистки поверхности, удаления
элементов, которые слабо держатся в гнездах, дезинфекции и консервации в
случае поражения древесины насекомыми. Затем ремонтируют конструкцию
(заделывают трещины, выбоины, отщепы и пр.), после чего приступают к
восстановлению декора.
Выемки на основе очищают от старого клея скальпелем, стараясь не
повредить насечку, сделанную на дне крупных выемок. Снятые с изделия
вставки очищают от грязи и старого клея; покоробленные элементы декора
размягчают вымачиванием в крепкой уксусной или фосфорной кислоте и
выправляют под прессом.
Для восполнения утраченных элементов обычно применяют кость крупного
рогатого скота — цевку — в виде полых трубок. Кость должна быть обезжирена
путем выварки в течение 2…3 ч в растворе кальцинированной соды (7…12 г
соды на 1 л воды).
Для получения тонких пластинок кость зажимают в тисках, оборудованных
деревянными губками, и распиливают лучковой пилой с тонким мелкозубым
полотном. Лицевую поверхность пластинок выравнивают циклей и шкурками
разной зернистости (от крупной к мелкой). Чтобы получить вставку нужного
контура, делают патронку. Для этого на место утраты накладывают лист тонкой
белой бумаги, на него — копирку и второй лист бумаги. Ребром скальпеля
проводят по краям выемки и получают на первом листе бумаги отпечаток
контура. Вырезают его так, чтобы черная линия была внутри, и наклеивают на
пластинку из кости. Вставку вырезают лобзиком, используя тонкую пилку для
металла, тщательно подгоняют к гнезду, обрабатывая ее кромки и нижнюю
пласть надфилями так, чтобы она плотно вошла в гнездо заподлицо с
поверхностью. На нижней стороне вставки для лучшего сцепления с древесиной
делают насечку в виде косой сетки.
Лицевую поверхность вставок полируют пемзовым порошком, смешанным с
водой, и фетром, удаляя мельчайшие царапины, оставленные шкуркой. Так как
животная кость под действием света приобретает неприятный желтоватый
оттенок, ее отбеливают 30°о-ным раствором пергидроля, а для подгонки под
цвет старой кости используют чайный отвар. Операцию выполняют на готовых
вставках.
Вставки приклеивают столярным или осетровым клеем. Излишки клея после
высыхания удаляют скальпелем и влажным тампоном. Для заполнения мелких
утрат можно применить шпатлевку на основе разбавленной водой (1:1)
дисперсии ПВА, в которую добавляют алебастр до получения сметанообразной
консистенции.
Украшения из кости нередко гравировали. Восстановление гравировки —
сложная и ответственная задача. Если сохранилась аналогичная вставка,
рисунок гравировки с нее переводят на кальку и затем на новую деталь. Если
аналогичной вставки нет, реставратор выполняет проект рисунка на основе
изучения различных иллюстративных материалов (фотографий, рисунков, гравюр
и аналогичных по стилю предметов), руководствуясь собственным чутьем и
мастерством. При реставрации музейного экспоната проект должен быть
утвержден реставрационным советом.
Рисунок для гравировки наносят на хорошо отполированную поверхность кости
карандашом твердостью Т-2Т. Чтобы рисунок не стерся во время работы, а
кость не испачкалась при последующем затирании мастики, на поверхность
наносят слой бесцветного лака или восковой мастики.
Для гравировки применяют клепики , рифелек ,
циркуль , штихели . Необходимо подобрать тот
инструмент, которым работал старый мастер.
При гравировке клепик держат, как карандаш, и в зависимости от степени
нажима и наклона инструмента получают линии различной толщины. Рифелек и
циркуль используют для нанесения параллельных штрихов. Штихели держат всеми
пальцами правой руки так, чтобы утолщение ручки упиралось в ладонь. Толщина
проводимой линии зависит от величины режущего угла штихеля.
Для выявления гравированного рисунка в него втирают пигменты. Можно для
этой цели использовать восковую мастику, составленную из подсохшей масляной
краски и воска (1:2), которую втирают тампоном из тонкой ткани. Фрагмент
инкрустации костью до и после реставрации .