Величину элементов и деталей выбирают в зависимости от общих размеров предмета и его положения относительно человека, причем делают это до исполнения предмета в натуре. Дело в том, что о форме, взятой как таковой без сравнения или сопоставления с другими деталями композиции, нельзя сказать ничего определенного относительно ее размера. И круг, и квадрат, и любая другая фигура могут быть оценены лишь в связи с примыкающими или заполняющими их деталями, о которых уже что-то известно. Так, их величину можно оценить исходя из рисунка текстуры дерева или размеров креплений, шурупов, шпилек, фурнитуры и т. п. Учитывая, что предмет должен оцениваться глазом с единого обзора, а не по частям, причем этот единый зрительный охват должен одинаково оценить как общее построение, т. е. структуру предмета, так и детали, и следует выбирать размер входящих в композицию элементов. Так, на шкатулке, рассматриваемой на близком расстоянии, и на наборной двери платяного шкафа детали могут быть схожими по форме, но обязательно должны быть разными по величине. Сделать дверь в таком же мелком наборе, как и шкатулку, и, наоборот, шкатулку отделать так же крупно, как дверь, будет неверно. Предметы потеряют масштабность, т. е. станут по внешнему виду в неподобающее им относительно человека положение. Этим объясняется важность масштабности композиционного решения. Все средства и приемы, используемые при создании композиции, не дадут должного эффекта, если общее решение будет немасштабным.Итак, масштабностью называется соотносительность размеров предмета и его деталей к человеку. Рассматривая дом, мы видим детали, сопоставляемые с человеком, – окна, двери, лестницы. По этим деталям мы и определяем размер дома.Предметы столярной работы находятся в непосредственном контакте с человеком, и это определяет их размеры, форму структурных частей и общий облик. Кроме того, эти части находятся в интерьере и должны гармонично в него вписываться. Необходимо найти такие членения, пропорции и размеры деталей и общего целого, чтобы они одновременно подходили и к интерьеру, и к человеку. Даже в случаях, когда предмет изготовляется вне конкретного интерьера, надо представлять себе окружение создаваемой мебели и учитывать его при работе.Достижение надлежащей масштабности композиции относится к наиболее трудному ее разделу. Здесь нельзя дать прямых указаний на выбор соотносительных размеров деталей и целого. Все зависит от наличия и развития пространственного видения. Проектировщик или столяр, создающий композицию, должен в самом начале мысленно видеть вещь, которая должна быть спроектирована, причем видеть не обособленно, а в натурном окружении.Определению масштабности и, следовательно, выбору размеров деталей помогает изображение человека или обстановки, для которой разрабатывается предмет. Наиболее характерной ошибкой при определении масштабности является грубость форм, тяжеловесность и примитивность общей композиции.Надо помнить, что изменение масштабности предмета связано также с характером его деталировки.Украшение предметов мебелиВ работе над столярно-мебельными изделиями, наряду с использованием общих приемов и средств композиции, следует учитывать и специфические особенности данной отрасли. Главная особенность заключается в том, что при любой степени декоративности, богатстве и ценности материала предмет мебели имеет прямое функциональное назначение. Кроме того, в его облике должна быть отражена еще и специфика помещения, в котором этот предмет или группа предметов находятся. Конкретно это означает, что кресло для кабинета должно отличаться от кресла для столовой, и при этом оба предмета должны быть удобными в обращении, прочными и долговечными. Последнее качество обязательно для предметов ценной мебели, так как бессмысленной будет затрата больших усилий, дорогих материалов и сложной высококачественной работы на недолговечную вещь.При создании комплекта мебели определенного назначения (обеденный стол со стульями; стол, диван и кресла; письменный стол с креслом и т. п.) композиционные достоинства центрального предмета комплекта должны быть более высокими, чем дополняющих предметов. В рядовой («магазинной») мебели проработка деталей и общей формы обычно сделаны на одинаковом уровне.Композиция предметов мебели строится на использовании такого средства, как единство, обусловленного однородностью текстуры применяемой древесины. Хотя в мебели дерево и не всегда доминирует по объему (например, при наличии обивки), являясь основой структуры предмета, оно всегда занимает главное композиционное положение, поэтому для выделения основных композиционных узлов выбирают дерево с наиболее интересной текстурой.Понимание декоративных возможностей древесины связано со способностью видеть общую красоту изделия в куске материала. При развитии такого представления даже дефект материала может послужить основой для выразительности общего вида предмета. Так, плоскость, склеенная из особо сучковатых делянок, специально подобранных, выглядит интересно и живописно. А сердцевинная синева хвойных пород – брак материала? Мебель, склеенная из торцов засиненной древесины оказалась столь декоративной, что неоднократно экспонировались на международных выставках.При необходимости использовать другие свойства древесины (пригодность к тонкой резьбе, профилировке) следует выбирать мелкотекстурный материал.Одним из наиболее распространенных средств повышения выразительности мебельных изделий являются украшения. Их применяют в тех случаях, когда структурная основа предмета и характер материала не дают возможности полноценно выразить замысел автора.Украшением в предмете мебели или его детали является не только дополнительный, извне, волею мастера привнесенный элемент, но и всякое изменение формы структурной или конструктивной детали с целью придания ей дополнительных эстетических качеств. Так, изогнутая форма ножки или проножек применяется исключительно для красоты, и с этой же целью совершенно правомерно появляются на этих деталях резьба и накладное украшение. С функциональной и технологической точки зрения никакой необходимости в столь сложных формах нет. История мебельных форм показывает, что без специальных затрат труда на украшение предмета или его детали нет возможности определить этот мебельный предмет как ценный в художественном отношении.Украшения выполняют из дерева, других материалов, имеющих декоративную поверхность. Деревянные украшения бывают в виде рельефа (порезок, профилей, точеных деталей) и плоскостных композиций, разработанных на основе техники маркетри.Не деревянные украшения, рельефные или плоскостные, применяют либо в качестве составной части фурнитуры, либо как декорацию структурных частей предмета.Место и характер украшения выбирают с учетом материально-технических возможностей, исходя из действительной необходимости в нем.Условно украшения можно разделить на две группы: размещаемые в композиционном центре и рассчитанные на весь предмет целиком, и размещаемые на деталях меньшей выразительности.Как правило, для украшения применяют более ценные материал, чем материал основного предмета, а при изготовлении из одинакового материала украшение требует более сложной обработки. Так, в ореховой дверке неуместно делать вставку из древесины сосны или липы, а украшение, сделанное из древесины ореха, должно получить интересную обработку формы, текстуры, оригинальную отделку и пр. Поэтому в предметах, основа которых выполнена из дерева дорогих, редких пород, украшения делают из металла (бронзы).Подобное украшение повышает выразительность вещи, если оно подчеркивает структурно-конструктивные элементы предмета, привлекает к ним внимание (царги, ножки). При этом врезные украшения более подчеркивают работоспособность элемента, чем накладные, которые в этом случае целесообразнее делать из не деревянных материалов.Виды композиций в мебельных изделияхДля создания композиции необходимо наличие как минимум двух элементов, иначе нечего будет соединять. Первый вид композиции называется плоскостной, он состоит из относительно плоских элементов, не выступающих один относительно другого за лицевую поверхность. К плоскостной композиции относится большинство орнаментальных композиций или орнаментов. В столярном деле такой вид представлен инкрустированными композициями типа маркетри.