Для изготовления накладных декоративных элементов, фурнитуры, вставок
используют низкоуглеродистую сталь (железо), бронзу, медь и латунь.
Железные накладки в виде петель, замков применялись еще в далекой
древности. В России были распространены подголовники и сундуки с коваными
накладками из железа. Оковка сначала была в виде гладких полос металла,
затем прорезных и чеканных лент и листов. В орнаменте оковки, петель и
замков использовались завитки, спирали, растительные мотивы. Фоном для
ажурных накладок служила окрашенная поверхность изделия или бумажные
цветные ленты, покрытые слюдой.
Бронза — сплав меди с оловом — широко применялась в виде накладок и
вставок в мебели и интерьере XVII, XVIII и начала XIX в. В зависимости от
содержания олова цвет бронзы может быть: розовый ( 1.. .5%), оранжевый
(5…10%), желтый (15%), золотистый (25%), голубоватый (30%), белый (35%),
светло-серый (50%), стальной (65%). Нередко бронзовые накладки и вставки
золотили.
Чистую (или красную) медь использовали в мебели значительно реже, чем ее
сплавы. Иногда ее применяли в маркетри Буля или в виде тонких накладных
полосок, но чаще для этой цели использовали латунь — сплав меди с цинком.
Так же как и бронза, латунь может иметь различные оттенки в зависимости от
содержания в ней цинка: красный (5%), красно-желтый (10%), светло-желтый
(25%), ярко-желтый (35%), серебристо-белый (65%). Твердость и прочность
латуни ниже, чем меди и бронзы.
Металлические части старинной мебели в виде лицевой и крепежной
фурнитуры, накладных декоративных элементов обычно имеют трещины,
потертости, деформации от ударов, выбоины, мелкие утраты и, наконец,
коррозию, иногда почти до полной утраты.
Реставрацию металлических частей мебели в крупных реставрационных
мастерских производят специалисты по металлу. После осмотра изделия,
фотофиксации, удаления пыли металлические детали осторожно снимают с
деревянной основы. Дальнейшее визуальное обследование, качественные
химические и рентгено-флуоресцентные анализы позволяют разработать
технологические рекомендации по реставрации конкретных деталей с учетом
свойств материала, из которого они изготовлены. Это относится прежде всего
к реставрации уникальных, представляющих большую ценность памятников,
находящихся в сильно разрушенном состоянии.
Если металлические части мебели находятся в достаточно хорошем состоянии,
операции по их снятию, очистке и консервации производит
реставратор-мебельщик.
Ржавчину с железных деталей удаляют 15…25%-ным раствором едкого натра
(каустической соды), в который погружают детали. После обработки остатки
хлоридов железа тщательно вымывают в кипяченой или дистиллированной воде.
Все очищенные детали проверяют на присутствие хлоридов в эксикаторе (во
влажной камере). При их наличии предмет покрывается оранжевыми капельками,
в таком случае промывку повторяют до полного удаления хлоридов. Очищенные
детали просушивают в вакуумном шкафу при температуре 150°С в течение 2 ч,
после чего 2 раза покрывают 7%-ным раствором полибутилметакрилата в
ксилоле. Для консервации деталей плоской формы с гладкой поверхностью
применяют и старый ремесленный способ: в нагретый предмет втирают невареное
льняное масло до тех пор, пока его поверхность не станет ровного черного
цвета.
Коррозионные наслоения на бронзе, возникшие в благоприятных условиях
эксплуатации и хранения мебели, образуют благородную патину, предохраняющую
металл от дальнейших разрушений. Она плотным ровным слоем покрывает всю
поверхность предмета, воспроизводя мельчайшие детали и формы рельефа.
Благородная патина может иметь различные цветовые оттенки в зависимости от
состава бронзы: рубиново-красный, зеленый и др. Однако благородная патина
встречается редко. В неблагоприятных условиях (повышенная влажность, грязь)
образуется так называемая дикая патина, которая не предохраняет предмет от
дальнейшего разрушения и должна быть удалена.
Удаляют такую патину растворами каустической соды, муравьиной кислоты,
аммиака, углекислого аммония, а также стандартными чистящими средствами,
например «Осидолом», «Мефиксом», содержащими абразивные материалы.
Механическую очистку производят латунными и капроновыми щетками,
скальпелями и борами.
Позолоченную бронзу нельзя чистить абразивными и химически активными
материалами. Позолоченные поверхности промывают теплой водой с детским
мылом мягкой кистью или тампоном.
Бронзу, покрытую лаком, также очищают мыльной водой. При необходимости
возобновления лакового слоя бронзу полируют и обезжиривают, затем нагревают
на огне несколько секунд, чтобы она пожелтела, и немедленно покрывают
тонким слоем шеллачного лака.
Детали из меди и латуни, если они деформированы, сначала выправляют, а
затем очищают теми же составами, что и бронзу. Для создания защитных
покрытий применяют воск, шеллачный лак, олифу.
Механические повреждения узорных литых деталей — царапины, пробоины,
трещины и т.п.- устраняют, заполняя их легкоплавким сплавом Вуда с
последующей обработкой (художественно-декоративной и консервационной)
поверхности металла.
Недостающие фрагменты, полностью утраченные декоративные элементы, а
также крепежные детали изготовляют по образцам подлинника.