Очистка изделий из меди и ее сплавов, украшенных другими металлами.
При реставрации инкрустированных изделий или изделий, покрытых другим металлом, требуется знание способов покрытия, закрепления инкрустации, прочности сцепления с основным металлом в зависимости от техники наложения, характера разрушения.
Такая работа может выполняться только реставратором с большим практическим опытом. Техника золочения и серебрения была различной. Наиболее распространенным способом было горячее золочение с помощью амальгамы. Трудно сказать, когда появилось первое горячее золочение, или, как его называли, золочение через огонь. Во всяком случае, эта техника была известна уже в V в. до н.э. Широкое распространение она получила в эпоху Возрождения.
Размельченное золото соединяли с 8-10 частями ртути. Образовавшейся амальгамой густо кистью покрывали всю поверхность предмета, фрагмент или рисунок. После чего его нагревали над раскаленными углями, ртуть испарялась, а золото крепко соединялось с поверхностью меди или медного сплава. Затем золото полировали. Признаком такой техники нанесения является след от кисти в виде полос золота разной толщины. На разрушенном золотом покрытии такие следы отчетливо видны. При другом способе горячего золочения на ртуть накладывали очень тонко раскованный листочек золота иле серебра, затем нагревали. При таком золочении на поверхности видны полоски более толстого золота, образовавшиеся при перекрытии одного листика другим. При золочении фрагментов листочек вырезался по рисунку. В римское время существовал способ приклеивания листика золота или серебра органическим веществом, состав которого пока не расшифрован.
При амальгамном нанесении одного металла на другой получалось крепкое сцепление, однако этот способ вреден из-за ядовитости ртутных испарений. В XIX веке горячее золочение было вытеснено гальваническим.
Другим способом украшения поверхности предметов из медных сплавов была инкрустация. Сначала на поверхности металла вырезался рисунок, в который вбивался другой металл. Инкрустация делалась проволокой, ленточкой и листом металла, вырезанного по рисунку. Прочность, с которой инкрустация удерживается на поверхности предмета, зависит от вида обработки поверхности металла под рисунок. Инкрустация может лежать заподлицо с фоном или несколько выше фона, так что рисунок получается рельефным. Поверхность под инкрустацию может быть не выбрана, а лишь насечена мелкой сеткой. Самые древние предметы, украшенные инкрустацией, — бронзовые кинжалы, относящиеся к крито микенской культуре. Высокого развития техника инкрустации достигла в средние века.
Контакт двух и более металлов создает условия для их ускоренного разрушения в результате электрохимической коррозии. Особенно это относится к археологическим предметам. В очень плохой сохранности, как правило, бывают археологические золоченые предметы из меди и медных сплавов. Связь золота с основой нарушается, золото фактически лежат не на металле, а на слое продуктов коррозии, с внешней стороны на золоте также лежат продукты коррозии. На минерализованном археологическом предмете не всегда можно сразу увидеть позолоту. То же самое относится к серебряному покрытию.
Если, рисунок практически полностью скрыт под продуктами коррозии, то выявлению его помогает рентгеновское просвечивание. При скрытом рисунке очистку можно проводить по методу А.Скотта попеременно в ваннах следующего состава:
1) щелочной раствор сегнетовой соли (15 весовых частей сегнетовой соли, 5 весовых частей едкого натра и 100 частей воды)
2) 20%-ным раствором уксусной кислоты. Обрабатывать надо очень осторожно часто вынимать из раствора, промывать, очищать механически тонко заточенным инструментом под бинокулярной лупой. По мере удаления с поверхности продуктов коррозии меди золото можно приклеить малым количеством раствора ПБМА в ацетоне. Если золочение или инкрустация лежат на полностью минерализованном металле, то сначала весь предмет укрепляют 3%-ным раствором ПВБ в смеси растворителей (амилацетат-толуол в соотношении 1:1), нанося смолу тонкой кисточкой или заостренной палочкой, стараясь ввести под инкрустацию и прижать отстающий фрагмент. После высыхания излишки смолы удаляют с поверхности золота маленьким тампоном, смоченным растворителем.
Укрепленную таким образом инкрустацию или тонкий слой золота с поверхности можно химически расчистить маленьким плотным ватным тампоном, накрученным на заостренную спичку, смочив его раствором, например, сульфаминовой кислоты. Кислоту с растворенными в ней медными солями тотчас же снимают фильтровальной бумагой и обработанную поверхность промывают тампоном, смоченным дистиллированной водой. В некоторых случаях золотую фольгу можно отслоить, обработать под ней поверхность и снова наложить на место, приклеив раствором смолы.