Покраска Стульев. Часть III
Золотарные ножи с двусторонним лезвием бывают разной
конфигурации и служат для разрезания листочков золота и переноса их из книжки на подушку. Их изготовляют из гибкой упругой стали.
Для нанесения левкаса, полимента, лаков и листочков золота служат кисти различной формы и размеров .
Стальные крючки применяют для расчистки и рассечки резьбы после левкашения. Кратко технологию золочения можно представить следующим образом. Подготовленную под позолоту поверхность древесины проклеивают горячим раствором столярного (мездрового) клея. При этом широкие поверхности, крупную резьбу и места сопряжений отдельных частей конструкции обтягивают смоченной в горячем растворе клея и отжатой редкой льняной тканью серпянкой. Затем наносят левкас в несколько слоев, просушивая и шлифуя каждый слой.
При левкашении резьбы производят рассечку рельефа, чтобы сохранить его четкость. Затем левкас тщательно шлифуют и лощат, доводя его поверхность до высокой гладкости. При клеевом золочении без полимента на слой левкаса наносят подогретый мездровый или осетровый клей и на отлип клея — золотую фольгу кистью-лапкой. Золото прижимают кисточкой или ватным тампоном. При этом способе поверхность получается матовой.
При клеевом золочении с полиментом наносят несколько слоев полимента, просушивают его и лощат суконкой. Наносят на полимент 25%-ный раствор спирта, который растворяет его, и на отлип производят позолоту.
Затем полируют поверхность зубком из твердого камня (агата, сапфира). Поверхность получается блестящей. При масляном золочении по левкасу наносят несколько слоев масляной краски (золотистой охры) и после просушки и шлифования — масляный гульфарбенный лак. На отлип лакового покрытия накладывают кусочки фольги. Поверхность получается матовой и сохраняет цвет фольги. Позолота на резьбе особенно эффектна, когда блестящие полированные участки перемежаются с матовыми.
Поэтому при отделке изделий с резьбой (мебели, багета, рам для картин и зеркал) обычно делали выпуклости полированными, а впадины — матовыми. При использовании вместо сусального золота потали, а также серебра делают верхнее покрытие 15…20%-ным раствором желатина или спиртовым лаком, предотвращающим окисление металла. Повреждения позолоченной поверхности представляют собой загрязнения, потертости и царапины на позолоте, разрушения левкасного слоя (трещины, отслаивания, утраты) и, наконец, разрушения деревянной основы в виде трещин, сколов, утрат фрагментов позолоченной резьбы.
При реставрации ценной музейной мебели стертую позолоту часто не возобновляют, а ограничиваются только промывкой закреплением уцелевших частей. В некоторых случаях производят частичную позолоту, если поврежденная поверхность не очень значительна, и тонируют ее под старое золото. Бытовые загрязнения удаляют очень осторожно мягкой кистью или ватным тампоном, используя раствор клея, применяемого при золочении (мездрового, рыбьего), или раствор детского мыла.
Не допускается обильно смачивать позолоту, так как это может привести к ее отслаиванию. При сильных загрязнениях, а также при наличии на поверхности позолоты покрытия из лака, масляной или бронзовой краски расчистку производят специальными составами или растворителями (раствором нашатырного спирта, смесью ацетона и спирта).
Трекбэк с Вашего сайта.