РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА.ЧАСТЬ XIII
С точки зрения химии, патина т. е. коррозионные пленки на поверхности бронзы, строго говоря, не есть окисел в чистом виде. Это достаточно сложный комплекс соединений, конкретный состав которых зависит от окружения. Наиболее зримо различия проявляются в цветовой гамме, простирающейся от черно‑коричневых до ослепительно‑зеленых тонов.
Так, в ядовитой атмосфере промышленных центров, изобилующей сернистыми соединениями, образуется черная или черно‑зеленая патина, в приморских районах с соленым йодистым воздухом ярко зеленая, а сухие степные города и веси любуются красно‑коричневыми произведениями монументального искусства.
По химическому составу примесей (имея в виду влияние на бронзу) атмосферу так и подразделяют на морскую, промышленную и сельскую, но в любом случае главным стимулирующим коррозию фактором остается влага. В сухом (до 60 % влажности) воздухе происходит обычное окисление металла с образованием тонкой плотной корки, в результате чего процесс быстро затухает.
Если влажность немногим более 60 %, то эпизодически возникающие адсорбционные и фазовые пленки влаги растворяют в себе агрессивные газы S02, N02, NH3, CO, образуя электролит, и далее реакция протекает уже по иному, гораздо более разрушительному электрохимическому принципу. Когда же злосчастная цифра достигает 80 % и более, участь бронзы печальна.
В толщах земли вредоносные газы отсутствуют, а влажность почти постоянна, потому‑то именно раскопки порой дают нам образцы удивительной сохранности. В основном цвет патины обусловлен соединениями меди как главной составляющей сплава, а прочие компоненты лишь вносят те или иные пикантные тона и оттенки.
Первичный продукт окисления куприт Cu2O, взаимодействуя с влагой и углекислым газом, превращается в малахит (CuCO3 Cu(OH)2). Если налицо присутствие сернистого газа (SO2), то старая патина описывается формулой CuSO4 • 3Cu(OH)2 брохантит. Вблизи моря сера уступает место хлору CuCl2 • 3Cu(OH)2.
Разумеется, чистая медь также само оксидируется на воздухе и, если тот сух, покрывается тонкой, прочной пленкой коричневого цвета. В этом случае изделия вовсе не подлежат обработке достаточно натереть их суконкой или фланелью, чтобы придать поверхности глубину и блеск.
Патина, образовавшаяся на любых предметах из бронзы, начиная с величественных скульптур и заканчивая самой последней пряжкой прадедовского ремня, безусловно, является одним из живых элементов истории, и в качестве такового категорически не подлежит радикальному удалению. Речь не идет о рыхлых струпьях или потеках, под которыми теряются очертания мелких деталей.
Коль скоро вам в руки попала, например, статуэтка, сплошь залепленная неким зеленым безобразием, ее надлежит аккуратно расчистить почти повторяю почти до основного металла, оставив лишь самый тонкий налет окислов. Сделать это можно по‑разному.
Так, монументальные творения обрабатывают струями воды под высоким давлением, попросту смывающими растворимую грязь, но ничто не мешает обойтись подобным образом с шедевром любого размера в собственной ванной. К сожалению, способ не дает приемлемых результатов, и милая штучка не будет радовать глаз блестящей, плотной и равномерной патиной. Однако в качестве первого, подготовительного этапа интенсивное мытье совершенно необходимо.
Трекбэк с Вашего сайта.