Из всех видов декорирования столярно-мебельных изделий, применявшихся в прошлом, резьба занимает ведущее место. Для украшения мебели, рам для картин и зеркал, светильников из дерева применяли все известные виды резьбы плосковыемчатую и рельефную, ажурную и накладную, горельефную и скульптурную.Для выполнения резьбы использовали разные породы древесины. Сложная рельефная и скульптурная резьба чаще всего выполнялась из липы или березы и отделывалась затем золочением по левкасу. Для накладной крупной резьбы использовали липу, для мелкой клен, березу, бук, грушу. Ее также отделывали золочением. В мебели из ценных пород ореха, красного дерева, карельской березы резьбу выполняли из той же древесины и отделывали прозрачными лаками или политурой.До середины XIX в. резные работы выполняли только вручную. Резчицким ручным инструментом были выкружные и лобзиковые пилы, долота, стамески, сверла, рашпили и напильники, крючкообразные резцы клюкарзы, полукруглые стамески церазики, чеканы пуансоны. Реставрация ценных художественных изделий XVIIXIX вв., украшенных резьбой, сложная и ответственная работа, которую выполняют специалисты реставраторы и резчики.Резьба, так же как и мозаика, является воплощением авторского замысла. Каждый мастер выполнял ее по-своему, даже если изделие и декор проектировал архитектор. При реставрации необходимо сохранить это своеобразие. Основными повреждениями резьбы обычно являются: сколы, трещины и утраты, более или менее значительные.Сколы заделывают, приклеивая на предварительно выровненную поверхность кусочек древесины той же породы и с тем же направлением волокон, которому затем придают необходимую форму. Трещины, вырывы, вмятины заделывают шпатлевкой или вставками из той же породы древесины. Утраченные элементы восстанавливают при наличии прямых аналогов на том же изделии или на другом из того же гарнитура.