Под росписью масляными красками с термической обработкой обычно подразумевают хохломскую. Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, ими можно пользоваться в дневной жизни.В хохломском блюде можно подать к столу салат, в хохломскую чашку положить горячую, с пылу, с жару, рассыпчатую кашу, и ничего не сделается с деревянным изделием, не сойдет с него лак, не повредится краска. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие хитростями изготовления столь прочной окраски, попадая в силу разных обстоятельств в другие места, основывали там новые центры народного художественного производства, изготавливая крашеные или, как тогда называли, лакированные, лаковые изделия, и они всегда пользовались популярностью среди местных жителей.Так, в XVIII в. одним из таких наиболее крупных центров русской народной живописи стал горнозаводский Урал, в частности Нижний Тагил, где благодаря потомственному умению переселившегося с Поволжья живописца Андрея Худоярова был разработан и широко применялся особый, тагильский лак, который за удивительную прозрачность назвали хрустальным. Этим лаком покрывали преимущественно металлические изделия с «живописью», т. е.Подносы, свадебные сундуки, шкатулки, короба, бураки, на которых художники писали сложные сюжетные композиции. Вряд ли такой лак мог появиться на Урале, если бы не было его предшественника в Поволжье. Этот же лак уральские мастера использовали в отделке традиционных русских деревянных изделий чашек, мисок, а также новых, ставших типичными для местного быта предметов, как расписные сечки для рубки капусты или расписные вальки для выколачивания, т. е. стирки, белья.Следует заметить, что эти вещи у жителей горнозаводских поселков стали особыми подарочными предметами, какими в русской деревне всегда были прялки. В За Уральских, в глухих лесных селениях между Пышмой и Исетью, в XIX в. появился токарный и красильный промысел. Изделия зауральских мастеров чаши и солоницы, поставки и миски приобрели известность в Сибири. Большие их партии продавались на сибирских ярмарках, где они не уступали хохломским.Однако искусство кистевой росписи, развивавшееся в коренном поволжском промысле, было неповторимо. Роспись в новых крестьянских центрах не могла с ней долго соперничать. И не случайно, что эти небольшие очаги народного ремесла прекратили свое существование, а искусство поволжской хохломы живет и развивается.